Штурман – это ответственное звено экипажа, в обязанности которого входит следить за курсом передвижения, производить анализ и запись стенограмм, следить за работой навигационных устройств. В случае необходимости штурман может выполнить обязанности пилота.
Главная задача штурмана — следовать дорожной книги проведения гонки, записывать стенограммы и максимально быстро и безопасно провести пилота по незнакомой местности к финишу. Стенограмма – это вид шифрованных, условных обозначений супер — специальных участков трассы (детальное описание скоростных участков, и факторов влияющих на скорость автомобиля).
Супер – специальный участок трассы, отрезок трассы, цель которой максимальное привлечение внимания зрителей.
Дорожная книга – это детальное описание трассы гонки, которое включает в себя планы сервисных парков, места старта и финиша ралли, маршрутные листы, схему карты гонки и скоростных участков.
Стенограмма штурмана, имеет вид сокращений. Так, например, трамплин – обозначается заглавной буквой «Т», левый поворот «Лв», правый «Пр», и т.д. Штурман также обязан записать степень крутизны того или иного поворота ( от 1 до 6). Но стоит отметить, что это обобщённые правила ведения стенограмм, каждый экипаж вправе разработать и использовать свою систему шифрования.
Ещё одной важной задачей штурмана является контроль за временем прохождения отрезка трассы. Если экипаж автомобиля не улаживается в отведённое время на прохождение участка, то ему назначается пеня, которая выражается либо в денежном эквиваленте, либо во временном.
Ну и, конечно же, при возникновении определённых трудностей, связанных с прохождением трассы (занос, переворот, пробитые колёса или другие технические неисправности автомобиля), штурман и пилот, как единый механизм, преодолевают их.
И самое главное, ралли – это вид спорта для отважных людей, а штурман и пилот – это одно целое, которое отвечает за итоговый результат.