Томми Мякинену потребовалось много времени, чтобы завоевать репутацию на Чемпионате мира по ралли, но, когда он это сделал, он стал непобедим, выиграв четыре титула подряд с Mitsubishi в период с 1996 по 1999 год. Двадцать две из его 24 побед WRC пришлись на этот период. В 2017 году он вернулся в WRC в качестве руководителя команды Toyota Gazoo Racing – и вскоре снова выиграл.

Биография Томми Мякинена

Томми Мякинен родился в 1964 году в Пуупполе, Финляндия, в деревне недалеко от Ювяскюля, где проходило ралли «1000 озер». Он был одним из четырех братьев, выросших на семейной ферме. Их отец участвовал в нескольких местных заездах, но в остальном семья не имела никакого отношения к спорту, как и к знаменитому Тимо Мякинену. В подростковом возрасте они расчищали трассу для гонок по замерзшему озеру. После окончания школы Томми несколько лет изучал сельское хозяйство, а затем присоединился к отцу в лесозаготовительном бизнесе. В свободное время он участвовал в соревнованиях по вспашке на тракторах и выиграл титулы юниоров Финляндии в 1983 и 1986 годах, став национальным чемпионом в 1992 году.

Семья жила недалеко от знаменитой трассы Ралли 1000 озер, и Томми все больше и больше интересовался спортом, купив Ford Escort RS 2000 в возрасте 21 года.

Он начал соревноваться в младших национальных ралли, наслаждаясь все большим успехом. В 1987 году он продал Escort и купил Lancia Delta Group N, выиграв национальный титул в 1988-ом. В следующем году была разработана программа чемпионата Европы, где он принял участие на Mitsubishi Galant VR-4. Томми получил поддержку Тимо Джоуки, который поддерживал Юху Канккунена, что означало, что он будет финансироваться в течение следующих пяти сезонов. Он принимал участие в Чемпионате мира по ралли категории Production в 1990 году и выиграл три раза. Он перешел в WRC в следующем году за рулем Mazda. После неутешительного сезона с Nissan в 1992 году, а затем с частной Lancia в 1993 и 1994 годах, Ford предложил ему Escort RS Cosworth, с которым он выиграл 1000 озер. В конце концов, в 1995 году он вместе с Mitsubishi Ralliart Europe завершил полный сезон. Был ряд командных раундов в Швеции, где он позволил Кеннету Эрикссону победить. Однако в 1996 году его не остановили; он выиграл пять раз и стал чемпионом мира.

Томми Мякинен
Томми Мякинен

Он повторил этот подвиг в 1997 и 1998 годах, продемонстрировав свое мастерство на гудронированном шоссе, выиграв Сан-Ремо, но оба они были невероятно сложными для Томми, который обошел Колина Макрея всего на одно очко в 1997 году и Карлоса Сайнса на два очка в 1998-ом. Далее были еще четыре победы и четвертый титул в 1999 году, где он закончил год на четыре очка впереди Ричарда Бернса. Мякинен одержал три победы подряд в Монте-Карло в период с 1999 по 2001 год, но Lancer постепенно стал отступать в плане конкурентоспособности. В 2002 году он решил присоединиться к 555 Subaru World Rally Team. Он выиграл четвертый Монте-Карло в начале сезона, но никогда не чувствовал себя так комфортно, как в команде Mitsubishi, и вышел в отставку в конце 2003 года, выйдя на подиум в RAC.

После того, как он покинул ралли, Томми Мякинен основал различные компании, включая подготовку и продажу Subaru Impreza Group N и открытие школы ралли в Финляндии. Летом 2015 года он был назначен руководителем команды Toyota Gazoo Racing с целью сделать японского производителя успешным на чемпионате мира по ралли.

Команда вступила в чемпионат в 2017 году с Яри-Матти Латвала, Юхо Ханниненом и Эсапеккой Лаппи на Yaris WRC. Латвала победил во второй раз в Швеции, а Лаппи выиграл 1000 озер. В 2018 году машины снова стали конкурентоспособными, их гонщики одержали пять побед и обеспечили команде титул чемпиона мира.