Тимо Салонен не выглядел чемпионом мира по ралли. Он носил большие очки, был немного полноват и курил как паровоз. Но этот финн был быстр, очень быстр. Он был настолько талантлив, что часто вел машину одной рукой и всегда был спокойным и расслабленным. Поэтому, когда в 1985 году Жан Тодт искал напарника для более энергичного Ари Ватанена на Peugeot, он выбрал Салонена. В результате Тимо стал чемпионом мира.

Биография

Тимо Салонен был сыном торговца автомобилями и вырос в городе Рийхимяки, примерно в 60 километрах к северу от Хельсинки. Он начал ездить по замерзшим озерам, когда был еще очень молод, и в возрасте семи лет был остановлен полицией, когда ехал домой из семейного гаража, в результате чего его отца оштрафовали. Его страсть к спорту подпитывалась ежегодным Риихимяки-Ралли. Он устроил попал на свое первое соревнование в январе 1970 года, всего через три месяца после того, как ему исполнилось 18 лет. Тимо занял деньги, необходимые для покупки Datsun Bluebird 1600SSS, но не сказал родителям, что делает это. В итоге он занял второе место в младшем классе, что вызвало нежелательную огласку, и его родители узнали, чем он занимается. В конечном итоге Салонен начал соревноваться на более регулярной основе с командами Mazda и Volvo, и его выступления привели к предложению импортера Datsun Autokeskus участвовать от их имени в гонке 1000 Озер 1975 года за рулем Datsun 160J. Там он финишировал шестым в общем зачете. Он продолжал работать в дилерском центре Mazda своего отца и не выходил в профессиональный спорт до 1979 года.

Тимо Салонен – легенда раллийного автоспорта
Тимо Салонен – легенда раллийного автоспорта

В 1977 году ему была предложена возможность участвовать в соревнованиях чемпионата мира от Autonovo Oy, дистрибьютора Fiat в Финляндии. Он финишировал вторым на «1000 озер», а затем отправился в Канаду, чтобы принять участие в Critérium Molson du Québec. В том же году Тимо Салонен одержал свою первую победу на WRC, победив Симо Лампинена и Роджера Кларка. В сезоне 1978 года побед не было, но в 1979 году он присоединился к команде Datsun Europe и занял четвертое место на чемпионате мира, дважды финишировав вторым. Его следующая победа была в 1980 году, когда он победил Вальтера Рёрля в Новой Зеландии, а в следующем году подарил Datsun победу на ралли Кот-д'Ивуар. Nissan не мог конкурировать с более новой техникой, но Салонен оставался в команде до конца 1984 года. Переломный момент в его жизни произошел летом того же года, когда он лежал в больнице после операции на спине. Тогда ему позвонил глава Peugeot Жан Тодт.

Новый Peugeot 205 Turbo 16 группы B был мощным раллийным автомобилем, и Ватанен выиграл на нем Монте-Карло и Шведское ралли. Затем Салонен победил в Португалии, на Акрополе и в Новой Зеландии. В Аргентине Ватанен потерпел серьезную аварию, в результате которой он получил серьезные травмы, но Салонен выиграл свой четвертый этап подряд, а затем добавил победу на 1000 озер и выиграл титул чемпиона мира. Тодт нанял Юху Канккунена, чтобы заменить травмированного Ватанена, но с усилением конкуренции со стороны Lancia и Toyota защитить титул Салонена было довольно трудно. Канккунен одержал три победы, а Бруно Саби добавил четвертую для Peugeot, но только на сентябрьском ралли 1000 озер Салонен снова выиграл. Он добавил бы в свой зачет и вторую победу в RAC, но Канккунен выиграл этот титул, а затем группа B была отменена в 1987 году. В результате этого команда Peugeot была расформирована.

Тимо Салонен
Тимо Салонен

Тимо нашел работу в команде Mazda, где он на модели 323 4WD одержал победу в Шведском ралли. И это была его единственная победа в 1987 году. Он оставался с Mazda в течение четырех сезонов, но участвовал только в определенном количестве заездов WRC. Затем Салонен сделал то же самое в команде Mitsubishi в 1991 и 1992 годах. Он добился определенных успехов с Citroën в ралли-рейдах, выиграв Pharaohs 1993 года и Baja Aragon 1994-го, но затем отошел от спорта. Он возглавил свой собственный автосалон Autotalo Timo Salonen, а также начал заниматься недвижимостью. В 2001 году участвовал в ралли 1000 озер за рулем Peugeot 206 WRC, в качестве рекламной кампании для финского импортера бренда. Он по-прежнему владеет автосалоном в Тампере, но в настоящее время проводит зиму в Испании, а лето – в Финляндии.