Думаете, что знаете, как должна выглядеть настоящая раллийная машина? Относительно небольшая, но с очень мощным двигателем и полным приводом. Да, на самом деле так и есть. Но это не помешало некоторым автопроизводителям создать самые неожиданные раллийные автомобили в мире. Все участники сегодняшнего списка – история ралли. Вы больше никогда не увидите их в раллийном автоспорте, но точно удивитесь, что они вообще там когда-то были.
Suzuki Ignis – 2002
У Suzuki, возможно, был самый передовой имидж среди производителей мотоциклов в 2002 году, но компания все же была более известна своими автомобилями. Именно тогда появился Ignis, чтобы помочь развивать основной профиль бренда путем участия в ралли на юниорском чемпионате мира с машиной в спецификации Super 1600.
Пятидверный раллийный автомобиль Ignis оказался успешным как на сцене, так и на публике, настолько, что Suzuki запустила в ход дорожный Ignis Sport. Единственной проблемой здесь было то, что он пятидверный с мощностью 250 л.с., в то время как такой же дорожный автомобиль был трехдверным с неуклюжим стилем и скудным 1,3-литровым мотором. Неудивительно, что успеха на мировом рынке городских авто он не снискал. Тем не менее, нельзя отрицать успех на JWRC 2004 года, который выиграл Пер-Гуннар Андерссон на Suzuki Ignis Super 1600.
Land Rover Defender – 2014
Land Rover Defender славится своей внедорожной способностью, но скорость на этот огонек редко заходит. Но все изменилось с приходом Defender Challenge, который создавался как способ представить больше гонщиков на ралли-рейдах и ралли на холмах.
Соревнования по сценическому и холмистому состязаниям впервые были открыты в 2014 году. Было проведено всего семь таких мероприятий. При поддержке самой компании Land Rover, трековые автомобили были основаны на Defender 90 Hard Tops. Мощность их 2,2-литровых турбодизельных двигателей была увеличена до 170 л.с. и 450 Нм крутящего момента. Рулевая клетка, огнетушитель, повышенная подвеска, защита днища и легкие 18-дюймовые легкосплавные диски дополнили комплект стоимостью 75 000 долларов.
Defender Challenge завершился в 2016 году, когда производство культовой модели Land Rover прекратилось. Тем не менее, многие автомобили продолжили свою карьеру в раллийном автоспорте. Они также нашли себя и в дорожном сегменте, так как были построены для того, чтобы показывать уверенность на дороге. И у них это получилось.
Citroën BX 4TC – 1986
Citroën не всегда был огромной силой на чемпионате мира по ралли WRC FIA, и в этом виноват BX 4TC. Разработанный с небольшими деньгами и недостаточной технической сложностью, BX 4TC выступал в печально известной категории «Группа B», но не мог конкурировать с такими, как Lancia, Ford или Peugeot. Но это не помешало Citroën построить 200 дорожных BX 4TC для тех, кто достаточно смел, чтобы купить один из них для повседневного использования.
2,1-литровый двигатель поставляется с 380 л.с. мощности, но привод на четыре колеса из 4TC был сырым. Это был также более крупный автомобиль, чем многие из компактных авто Группы B от других производителей, поэтому BX не отличался особой проворностью. Он дебютировал на ралли Монте-Карло 1986 года, но обе машины застряли в домашнем торфе. Шестое место в Швеции было некоторым утешением, но неудача на Ралли Акрополя привело к тому, что Citroën покинул здание даже до того, как Группа B была официально закрыта.
Triumph TR7/8 – 1976
Британская компания Leyland стремилась создавать автомобиль, имя которого будет синонимом слова «победа». В итоге получилось слишком буквально. TR7, названный «Триумф» вышел с задержкой в производстве. Он имел 16-клапанный двигатель мощностью 220 л.с., который был действительно неплох, но сильно отставал от 265-сильного мотора Ford Escort.
В 1978 году изменились правила ралли и TR7 уже не подходил для гонок. 16-клапанный дорожный вариант тоже не особо хотел продаваться, поэтому на сцену вышел V8. Этот двигатель от Rover дал Triumph 300 л.с., даже несмотря на больший объем двигателя, что привело к некоторым ухудшениям в вождении, Тони Понд использовал весь свой значительный талант с TR7 V8 и одержал победы на ралли Мэнкс и Ипр в 1980 году.
Rolls-Royce Silver Shadow – 1970
WRC 1970 года было самым длинным событием в истории автоспорта, которое охватило 25 000 км в 25 странах за 16 дней. Владелец модели Rolls-Royce Рэй Ричардс не смог пройти мимо такого мероприятия, но Rolls предложил ему только внебиржевую поддержку. Поэтому Ричардсу пришлось положиться на участников ралли Билла Бенгри и Дэвида Скеффингтона для преобразования машины.
Эта пара отказалась от кондиционера и пневматической подвески Shadow ради надежности. Они вытащили американское оборудование для выброса смога, а также направили выхлопные газы через капот и крышу, чтобы улучшить дорожный просвет.
Машина шла хорошо, хотя с большим количеством текущих ремонтов, пока задняя подвеска не стала смертельно треснутой в южной Бразилии. Не имея достаточно времени, чтобы исправить это, команда вышла из ралли, но продолжила движение по маршруту, чтобы предложить поддержку другим командам, все еще находящимся в гонке. Таким образом, Silver Shadow добрался до Мексики, хоть больше и не являлся официальным участником ралли.
Daihatsu Cuore Avanzato – 1998
Компактные размеры, легкость и быстрый двигатель – все это желательные качества в раллийном автомобиле, но Daihatsu Cuore Avanzato довел их до крайности. Cuore был крошечным японским автомобилем с четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом объемом 659 см3, развивающим мощность 64 л.с. На его основе и был создан этот раллийный Daihatsu.
Для этой серии 20 Avanzato были переданы эксперту по подготовке Гарри Хокли. Его команда повысила ограничение числа оборотов до 10 000 оборотов в минуту и поместила в авто новый ЭБУ, чтобы максимально использовать мощность двигателя. С полным приводом в стандартной комплектации, Cuore не был особо быстрым по прямой, но он очень хорошо справлялся с лесными этапами.
Участие Daihatsu в ралли длилось три года, но вспышка ящура в 2001 году остановила большую часть команды, и машина так и не вернулась в автоспорт.
Fiat X1/9 – 1973
Разработанный Abarth в качестве замены своего 124 раллийного автомобиля, Fiat X1/9 Prototipo использовал улучшенный 131-сильный двигатель Abarth, увеличенный в размерах до 1840 кубов. Мотор был установлен в поперечном направлении, как в обычном X1/9, но двойные карбюраторы подавали холодный воздух воздушным совком, который рос из крышки двигателя и проходил над линией крыши.
Prototipo добрался до этапа ралли в 1974 году и быстро начал подавать значительные надежды. Многие, кто попробовал его, говорили, что он быстрее и более легкий в управлении, чем Lancia Stratos. Все же Fiat решил поменять свою раллийную политику, и X1/9 был удостоен только пятью сделанными автомобилями.
Porsche 911 GT3 – 2014
Porsche 911 выигрывал ралли с 1960 года, но в последнее время его внимание было сосредоточено на трассе. Это изменилось, когда британский специалист Tuthill Porsche решил, что 997 GT3 Cup является идеальной основой для раллийной машины. Итак, 997 R-GT был рожден, чтобы соревноваться в классе Sport и GT чемпионата мира по ралли.
R-GT полностью переделан из одноместного гоночного 997 GT3 Cup с двумя сиденьями и местом для двух запасных колес. Тормоза, подвеска и электрика заменены на раллийные, и двигатель отрегулирован до 320 л.с., чтобы соответствовать правилам. В этой форме 911 стал фаворитом среди поклонников ралли, благодаря яркому вождению Франсуа Делекура, завоевавшему титул FIA R-GT Cup 2015 года.
Aston Martin V8 Vantage – 2006
Если вы собираетесь разрабатывать самый неожиданный раллийный автомобиль, Prodrive – это люди, которые точно помогут вам в этом. Результатом их кропотливой работы стал Aston Martin V8 Vantage Rally GT.
Объявленный как «самый эксклюзивный раллийный автомобиль в мире», он выступал на этапах гудронированного шоссе Чемпионата Франции по ралли в 2006 году, V8 Vantage был полностью переработан Prodrive – подвеска, тормоза и системы безопасности были созданы на заказ, а также имелась специально разработанная шестиступенчатая коробка передач.
Гонщик Aston Martin Racing Стефан Сарразин занял второе место в общем зачете в классе GT серии французского чемпионата. Всего было построено лишь четыре таких Rally GT.
Lotus Exige R-GT – 2011
Lotus имеет некоторую историю в ралли в форме Lotus Talbeot Sunbeam, но Exige R-GT – это полностью его собственная работа. Разработанный для круговых гонок на чемпионате мира по ралли, он поставляется с 3,5-литровым двигателем V6 мощностью 299 л.с. и шестиступенчатой последовательной коробкой передач X-trac.
Сертифицированный по полной спецификации FIA, он включает системы безопасности, каркас безопасности, а также подвеску, тормоза и специальный топливный бак. Exige R-GT был создан с нуля всего за шесть месяцев на заводе. Он дебютировал в Португалии в 2012 году, за рулем был Бернардо Соуза, но автомобиль так и не смог закончить заезд из-за проблем с электричеством.
Davrian/Darrian – 1968
Вне узких кругов названия Davrian и Darrian практически неизвестны. Но они имеют долгую историю крупных выступлений на ралли. Davrian начинал как сборочный автомобиль на базе Imp, построенный в Клэпхэме, Лондон, в 1960-х годах. Сочетание небольшого веса и размещения на ведущей оси сделало его хорошим выбором для ралли.
Davrian прошел через различные воплощения, в том числе ориентированные на трек, до того, как проект был куплен в 1983 году североирландской фирмой Corry Cars, которая создала Cultra. Тим Даффи присоединился к компании в 1985 году и перенес производство в Уэльс, где оно и осталось. Дизайн был отточен с помощью покойного Робина Херда из March Engineering, и Davrian T90 GTR в выступлениях на асфальте стал силой, с которой нужно было считаться.
Peugeot 307 CC – 2004
Маркус Гронхольм рассказывал историю о Peugeot 307 WRC с разочарованной гримасой на лице. После компактного, легкого 206 WRC кабриолет 307 CC не был очевидным выбором, но центр тяжести хэтчбека 307 считался слишком высоким для ралли. Таким образом, CC все-таки был построен и вызвал головную боль у FIA из-за того, как ветровое стекло установлено на этой откидной крыше.
После преодоления этого нормативного барьера 307 CC WRC вышел на этапы в 2004 году, и опыт Гронхольма помог ему выиграть Rally Финляндии. Вторая победа на том же соревновании не заставила себя долго ждать, и 307 удалось выиграть в Японии в следующем году, прежде чем Peugeot отказался от этой программы.
Fiat 500 – 2009
Abarth известен своей раллийной родословной, но создание раллийного автомобиля Fiat 500 было не тем, что многие заметили. 500 R3T был предназначен для одной серии и поставлялся с 1,48-литровым турбированным двигателем мощностью 178 л.с. и последовательной шестиступенчатой коробкой передач. Сидя на 17-дюймовых легкосплавных дисках OZ и с дисковыми тормозами Brembo, а также созданной на заказ подвеской и с общим весом 1080 кг, все R3T были одинаково хороши для ралли.
Серия One-Make была популярна в 2010 году, и несколько R3T продолжали соревноваться в Trofeo Abarth 500. Водители посчитали, что это была забавная машина для езды на крутых, извилистых асфальтовых этапах.
Citroën SM – 1971
Двигатель от Maserati не будет первоочередной задачей при создании раллийного автомобиля, но это не отменяет тот факт, что SM был самым быстрым автомобилем французского производителя в то время. Двигатель мог быть настроен на 200 л.с., но обычно он находился в стандартном состоянии для надежности.
Большим преимуществом SM была его регулируемая по высоте подвеска и гибкая езда, которые позволяли ему легко путешествовать по пересеченной местности. Это помогло машине выиграть свое первое событие на Ралли Марокко в 1971 году с Жаном Дешашо за рулем. Успех был ограничен после этого, так как износ шин стал большой проблемой для SM в этом соревновании.
Bentley R-type – 1952
До того, как ралли стало проводится поэтапно, мероприятие в Монте-Карло включало соревнования на самые удобные и стильные автомобили, что побудило Bentley принять участие. После Второй мировой войны MkVI пользовался некоторым успехом в этом ралли, а R-Type продолжил его дело в руках одного из оригинальных Bentley Boys, Майка Купера.
Купер соревновался с Тимом Биркином до войны, поэтому «Монте» не боялся за него, тем более, что R-Type был создан специально для этого события с модифицированной головкой цилиндров и зимними шинами. Они отправились из начальной точки Глазго и выиграли Concours de Confort и Coupe d'Or на финише в Монако.
Renault Zoe – 2016
Из-за высокого уровня крутящего момента электродвигателей и электрической трансмиссии электрокары очень хорошо подходят для ралли даже до того, как им будут сделаны какие-либо модификации. Однажды – теоретически – все раллийные автомобили будут с электроприводом, но ведь тенденция должна где-то начаться. Шотландская компания eRally взяла Zoe и сбросила с него около 100 кг веса, доведя автомобиль до веса в чуть более 1300 кг. Низкий центр тяжести электромобилей также полезен для ралли, и к тому же он довольно проворный.