До 1993 года Роджер Кларк был единственным британским гонщиком, который выиграл этап Чемпионата мира по ралли – RAC Rally 1976 года. Затем неожиданно появились два гонщика, оба из которых могли стать чемпионами мира. Блестящий талант Колина МакРея взял большую часть славы, но Ричард Бернс принес Британии 10 побед WRC и титул чемпиона мира 2001 года. А потом опухоль мозга забрала его у семьи и поклонников.

Биография

К западу от Хенли-он-Темз находятся лесистые холмы Чилтерн, которые являются богатым районом недалеко от Лондона. Здесь Ричард Бернс вырос в комфортных условиях в старом фермерском доме. Его отец Алекс позволил своему сыну водить старый Triumph 2000 в поле, когда Ричарду было 8 лет, а когда ему исполнилось 11, он вступил в клуб юниоров до 17 лет. Три года спустя, когда ему было всего 14, он выиграл клубную награду «Водитель года». В 15 Ричард пошел в Уэльскую лесную школу ралли Яна Черчилля, а затем вступил в местный Craven Motor Club и начал участвовать в региональных соревнованиях. Благодаря щедрости бывшего гонщика Дэвида Уильямса ему дали Peugeot 205 GTI, в котором он участвовал в Peugeot Challenge в 1990 году. Он впервые выиграл чемпионат, повторив успех в 1991 году, прежде чем перейти к участию в классе N на чемпионате Великобритании по ралли. Затем Бернс был перехвачен раллийной командой Субару, в качестве товарища по команде Алистера Макрея на британском Чемпионате.

Ричард Бернс
Ричард Бернс

Тем не менее, команда, которой руководил Дэвид Ричардс, уже подписала контракт с восходящей звездой британского ралли Колином МакРеем, и поэтому развитие Бернса замедлилось. Он участвовал лишь в некоторых международных мероприятиях и в Азиатско-Тихоокеанском чемпионате по ралли в 1994 году, но в целом был разочарован отсутствием прогресса. Выйдя из команды, Ричард присоединился к Mitsubishi и участвовал в других соревнованиях WRC, что позволило ему завоевать свою первую победу на ралли Safari в 1998 году. Позднее в том же году он выиграл ралли RAC и был подписан на замену Макрею в Subaru World Rally Team в 1999 году, когда Колин перешел в команду Форд. Бернс принял вызов, выиграв чемпионаты «Акрополь», «Австралия» и «RAC», и финишировал вторым в Аргентине, Финляндии и Китае, заняв второе место на чемпионате мира, уступив Томми Мякинену. В 2000 году он выиграл ралли Safari, Португалия, Аргентина и Великобритания, но Маркуса Гронхольма в Peugeot 206 WRC оказалось трудно победить, и Ричард снова занял второе место. Ему пришлось попробовать еще раз с Subaru в 2001 году.

Чемпион мира по ралли 2001 года
Чемпион мира по ралли 2001 года

Сезон начался неудачно, с нескольких очков в первых четырех турнирах, но Бернс был настроен решительно и постепенно пробивал себе путь назад на пъедестал. Его единственная победа пришла в Новой Зеландии, в то время как Макрей выиграл три раза с Ford, а Мякинен столько же с Mitsubishi. Четыре гонщика вошли в RAC с шансом выиграть титул, и Макрей лидировал захватывающим образом, прежде чем потерпел крах. Бернс финишировал третьим, но этого было достаточно, чтобы выиграть титул. К тому времени он уже согласился присоединиться к Peugeot в 2002 году вместе с Гронхольмом. Это был тяжелый год для Бернса, так как Гронхольм выиграл титул, а Ричард не смог выиграть ни одного турнира. В 2003 году постоянные выступления (но без побед) означали, что он все еще был в форме, чтобы выиграть титул в финале RAC Rally. По дороге на мероприятие, он отключился во время движения по Уэльсу, хотя, к счастью, его пассажир, водитель Ford Маркко Мэртин, смог остановить автомобиль и предотвратить аварию. После этого Бернс вышел из ралли.

Ричарду Бернсу диагностировали злокачественную опухоль головного мозга, поэтому ему пришлось отказаться от ралли, чтобы пройти химиотерапию и лучевую терапию. Лечение не было успешным, и его здоровье постепенно ухудшалось, прежде чем он впал в кому в ноябре 2005 года. 25 ноября он умер – спустя четыре года после своей победы на чемпионате мира, в возрасте всего 34 лет.