На раллийных гонках необходимо во время нахождения автомобиля на следующем спецучастке слушать через наушники важную информацию, которая называется стенограмма. С помощью нее можно понять дорогу, которая будет вперед. Штурман озвучивает данную информацию в очень быстром темпе и не должно быть ни одной оговорки. Если происходит какая-то ошибка при оговоре штурмана дороги, то может произойти несчастье.
Штурман должен быть очень ответственным человеком, так как на него возлагается большая ответственность. Самым опытным штурманом считают Ники Грист.
На стенограмме в виде первой позиции указывается детальная информация о траектории, о направлении, также указывается подходящая скорость для определенного участка гоночной трассы. Каждый значок в стенограмме обозначает определенное действие. Стенограмма создается для всех гоночных трасс.
Перед гонками пилотам разрешается осмотреть трассу, но ее нельзя осматривать на боевых машинах и на большой скорости, осмотр возможен только на медленной скорости. Из-за этого не всегда можно рассчитать, как себя автомобиль поведет на скорости на различных участках дороги.
В стенограмме можно заметить, что некоторая информация подчеркнута. Это говорит о том, что данная информация должна быть произнесена без остановки, так сказать не одном дыхании. Это делается для того, чтобы пилот понял информацию, полученную от штурмана, и мог продумать свои дальнейшие действия правильно среагировать.
Разумеются, что все люди разные это касается и пилотов и штурманов и может быть различная реакция у пилотов на данную информацию от штурманов и к этому необходимо быть готовым и правильно сработаться.
Участники ралли из России лучше воспринимают стенограмму, которая состоит из цифр, а повороты отмечаются крутизной. Это связано с тем, что цифры штурманов выговариваются намного быстрее, чем слова.
После того как происходит ознакомление с трассой при ее проезде, многие штурманы убирают некоторую информацию из стенограммы, так как ее очень много и нет возможности ее всю озвучить за время прохождения всей трассы. Со временем пилот на автоматическом уровне начинает быстро понимать всю информацию, которую предоставляет штурман.