Взаимосвязь разных аспектов часто игнорируется в российской промышленности, что сильно ослабляет конкурентоспособность. Автомобильная отрасль может таким примером выступить: здесь упущений «непрофильных вопросов» более чем достаточно.

И если человеку, который не относится к категории топ-менеджеров или аналитиков взаимосвязь промышленной безопасности с вопросом себестоимости российских авто кажется несуществующей – это вполне простительно. Но когда промышленная безопасность не воспринимается именно в таком разрезе самими топ-менеджерами и аналитиками – можно смело ждать проблем.

Непрямые затраты как правило планировать невозможно, но как только они происходят, то уже неизменно влияют на общую себестоимость выпускаемой продукции. Здесь все просто. Но углубляясь в вопрос, становится видно: недоработки в вопросах согласований, игнорирование нормативной базы – все это рано или поздно отображается на понижающейся эффективности: оборудование не выполняет возложенных на него задач, проблемные моменты не дают процессам идти с той интенсивностью, с какой они идти должны, а потенциальные риски для персонала по закону статистики всегда преобразовываются в проблемы.

Если рассматривать АвтоВАЗ именно через такую призму промышленной безопасности, то главный конфуз становится видимым сразу же: никакой четкой статистики, которую бы просчитали, проанализировали и свели в единый реестр, не существует. Говоря проще, существуют экспертные оценки, которые слишком сильно различаются, но четких данных по прежнему нет.

А ответ на то, как упущенная из вида экспертиза промышленной безопасности влияет на цену конкретного автомобиля, должен волновать и руководство, и клиентов, и власти страны, учитывая колоссальные суммы дотаций. Но этот ответ упрямо никто не дает.

Итак, оптимистические экспертные оценки по АвтоВАЗу свидетельствуют: упущения и недоработки, которые выливаются в нарушения рабочего процесса из-за проигнорированной промышленной безопасности, дают от 0,03% до 0,2% увеличения себестоимости. При этом чем выше цена автомобиля, тем ниже получается такой процент затрат, что говорит об абсолютных величинах затрат на единицу выпуска.

Но такой подход не всех аналитиков устроил: остальные методы уже более скептичны и показывают, что меньше, чем 0,1% увеличения продажной цены быть просто не может. Зато максимум – это уже достижение целых процентов, где величина в 4% может оказаться реальностью даже для дорогого авто.

Представьте теперь, что на цену в 9 000 долларов приходится еще как минимум долларов сто дополнительных затрат, которые стали реальностью исключительно из-за игнорирования промышленной безопасности на АвтоВАЗе в полном объеме. Мало? Ну, если покупается авто в 9 000 долларов, то человек пытается сэкономить. А если авто – одно из дорогих? Ведь переплата запросто может достигать и 1 000 долларов, и больше.

Проблема очевидна, но… проблемы как бы и нет. Потому что АвтоВАЗ по прежнему не выполнил требуемых расчетов, которые бы опровергли или подтвердили такую оценку. Не говоря о том, что экспертиза промышленной безопасности – до сих пор лишь звук здесь.