Ари Ватанен стал чемпионом мира по ралли в 1981 году, его агрессивный стиль вождения понравился многим и породил огромное множество фанатов. Он одержал 10 побед на WRC, среди которых были RAC, Safari и две гонки 1000 озер в родной Финляндии. Также Ари является победителем Pikes Peak International Hill Climb – соревнования, известного так же как «Гонка в облака», из-за крутого подъема на холм. Но больше всего Ватанен известен тем, что является первым гонщиком, выигравшим ралли «Дакар» четыре раза.

Биография

Ари Пиети Уолеви Ватанен родился 27 апреля 1952 года в Тууповаара, на востоке Финляндии, где пролегает граница с РФ. Будущий гонщик рос на ферме. Когда ему было 8 лет, его отец погиб в автомобильной катастрофе из-за лобового столкновения с другой машиной. Ари тоже был там, но остался цел. Это потрясение оставило глубокий след на мальчике, вследствие чего он ударился в религию. Она помогла Ари прийти к выводу, что жизнь должна быть полноценной, что бы это ни значило. Спустя четыре года после трагедии, двенадцатилетний Ари Ватанен впервые сел за руль автомобиля своей матери, на котором колесил по своей деревне. Он стал свидетелем местного автопробега фермеров и заинтересовался автоспортом. Его отец тоже был гонщиком, поэтому Ари решил пойти по его стопам. Он получил права в 1970 году, когда достиг совершеннолетия.

Путь к славе для Ватанена был очень непростым. Сначала ему пришлось работать механиком, чтобы накопить на собственный Opel Ascona и наконец самостоятельно принять участие в соревнованиях. Его первой крупной гонкой была «1000 озер» в августе 1974-го. Заезд не увенчался успехом, поэтому Ари отстранился от ралли и всю зиму проработал в магазине продавцом книг. Однако судьба оказалась благосклонна к Ватанену, и уже в следующем году британский штурман Джон Томас пригласил его участвовать в валлийском ралли на все той же Ascona. Здесь тоже не случилось грандиозной победы, но Ватанена все равно позвали принять участие в ралли на Ямайке, на этот раз с автомобилем Datsun 120Y. Это соревнование привлекло к нему команду Ford Motor Company, в частности Стюарта Тернера, который позвал его к себе для участия в чемпионате Великобритании по ралли, где он и завоевал свой первый чемпионский титул. Второе чемпионство на Туманном Альбионе он получил в 1980-ом.

Ари Пиети Уолеви Ватанен
Ари Пиети Уолеви Ватанен

После этого Ford покинул WRC, но благодаря штурману Ричардсу машины были переданы Дэвиду Саттону при поддержке Rothmans. После этого дуэт Ватанен/Ричардс продолжил участие в чемпионате мира, победив еще в трех заездах и в итоге выиграв его. Ватанен стал первым гонщиком, получившим титул чемпиона мира без команды. В следующем 82-ом году Ари снова принял участие в чемпионате мира по ралли, но не смог подтвердить свой титул. Еще через год он перешел в команду Opel, с которой выиграл ралли Safari. В 84-ом его наняли в Peugeot, где он выиграл целых пять заездов WRC подряд. Он мог снова стать чемпионом мира, если бы не тяжелая авария на ралли Аргентины, во время которой у него сломалось сиденье.

Чтобы полностью восстановить здоровье, Ари понадобилось полтора года. К гонкам он вернулся лишь в начале 1987-го и сразу же выиграл ралли «Дакар» с командой Peugeot. Затем он повторил это достижение еще три раза в 1989, 1990 и 1991 годах. Последнюю победу он получил с командой Citroen. Также в 88-ом он стал победителем восхождения на холм Пайкс-Пик с командой Peugeot. Об этой гонке даже сняли фильм Climb Dance, который удостоился множества наград. Ватанен еще несколько раз пытался выиграть чемпионат мира, участвуя в нем с разными командами. Пару раз ему удалось взойти на подиум со вторым местом, но чемпионства он больше не получал. За это время Ари сменил еще три команды: BMW, Mitsubishi и Subaru. В 94-ом он снова оказался в Ford, больше участвуя в ралли-рейдах, чем классическом ралли. Ари участвовал и в гонках на льду, таких как Trophée Andros и «24 часа на льду» с Найджелом Мэнселлом от команды BMW.

Легенда раллийного автоспорта
Легенда раллийного автоспорта

В итоге Ватанен осел на собственной ферме в Провансе, но затем решил податься в политику. В 99-ом его избрали членом Европарламента, где он проработал два срока, представляя сначала Финляндию, а затем Францию. Ватанен ушел из политики в 2009-ом, после чего баллотировался на пост президента FIA, где против него выступал его бывший начальник из команды Peugeot Жан Тодт. В итоге Ари не стал президентом, но в 2013-ом году получил этот пост в Эстонском союзе автоспорта, где и работает до сих пор. Тогда же он был назначен президентом Комиссии по закрытым дорогам в FIA, которая отвечает за безопасность во время заездов. Также Ари иногда работает послом BMW во Франции, но все еще остается близким к ралли, как и его семья. Его сын Ким тоже принимал участие в заездах, а затем основал свое агентство V&V Sport Management, помогающее продвигать в автоспорт молодых талантливых гонщиков. Одним из «клиентов» Ким стал его младший брат Макс Ватанен, который тоже принимает участие в WRC.